$IMAGE1-left$-->
«Статистка знает все…» — сакраментальная фраза Ильфа и Петрова. Правда, авторы бессмертного романа делали оговорку о том, что в количестве стульев по стране статистика путается. Похоже, что нет полной определенности также и в том, сколько в России добывается нефти. Тема приобретает еще большую актуальность в условиях наблюдаемых значительных колебаний мирового нефтяного рынка, когда его участники ловят буквально каждое слово представителей таких организаций, как Международное энергетическое агентство, и пытаются сыграть на этом. Каким образом считают у нас количество стратегического сырья, — рассказывает участник Клуба экспертов Тамара Канделаки.
— Тамара Левановна, расскажите, как сегодня происходит учет нефти в России?
— В России, да и в мире, существуют четыре системы учета нефти – официальный, отраслевой, корпоративный и сводный учет. Первые два осуществляются посредством заполнения официальных форм отчетности на предприятиях, добывающих нефть и газовый конденсат на территории того или иного государства. Естественно, доступ к данным зависит от местного законодательства. В частности, российской Федеральной службе государственной статистики (ФСГС) законодательно запрещено предоставлять пользователям доступ к первичным данным, полученным от предприятий.
Официальный учет нацелен, в первую очередь, на удовлетворение информационных потребностей органов государственной власти. Как правило, в полноценном масштабе он осуществляется раз в год. Отраслевая статистика гораздо более продвинута. В последнее время мы отмечаем положительные сдвиги в работе ЦДУ ТЭК Минэнерго.
Корпоративный учет основан на данных управленческого и бухгалтерского учета. Отчет предоставляется для инвесторов и акционеров ежегодно и ежеквартально. Состав и форма представления информации недостаточно стандартизированы.
Сводный учет по миру осуществляют Международное энергетическое агентство, ОПЕК и специализированные СМИ и аналитические центры, например, «Оil & Gas Journal». Эти компании имеют официальную методологию учета, собирают информацию по странам. Эти отчеты находятся в свободном доступе, предоставляются по подписке (за плату или без таковой).
— Что не устраивает в этих видах учета контролирующие органы?
— Проблема заключается в том, что информация о разных составляющих нефтегазодобывающей отрасли поступает из различных источников. Между собой источники не пересекаются и никак не коррелируются, — нефть и газовый конденсат учитываются где вместе, где раздельно. При этом, например, во многих странах широкая фракция стабилизации нефти учитывается в составе нефти.
Специализированные и, в принципе, интересные «нефтяные формы» — 1-ТЭК-нефть и 1-ТЭК-газ. Но их идеология в корне устарела. Интересующимся я советую почитать инструкции по заполнению, которые выложены на сайте Госкомстата. Все сами увидите. Мы считаем, что в таком «замороженном» виде эти формы ничего не дают ни для оперативного управления отраслью, ни тем более для баланса добычи и распределения углеводородного сырья.
Самая толковая форма официальной статистики – 1 натура. Но она не специализированная, и никак не увязывается ни с формой 4-ТЭР, ни с формой 6-НЕФТЬ (Последняя – себестоимость и это отдельная «песня»).
4-ТЭР сама по себе интересная, но охват никуда не годится, и, опять же, методология «хромает».
Вообще официальная статистика занимается только крупными и средними предприятиями, а это не вся Россия. Возьмем, к примеру, нефтепродуктообеспечение. Там большинство предприятий – малые компании или предприниматели.
Что мы имеем в результате — все учетные формы официальной статистики не гармонизированы между собой, с официальной статистикой, и учетом предприятий. Ну и какой после этого может быть сводный учет!!! А уж как на таких цифрах выстраивалась Энергетическая стратегия – даже предположить страшно. Другими словами, с достоверностью беда.
Тем более, что, как я уже сказала, в России, официальная первичная информация – данные по предприятиям – закрыта для пользователей, в том числе для прогнозирующих организаций. Мы вот более 15 лет занимаемся прогнозированием, и нас спасает только то, что мы имеем ретроспективу со времен СССР, плюс многолетний опыт наших экспертов, чувствующих каждую цифру.
Вообще прогнозирующие организации – основные потребители статистики. Остальным она не очень и нужна. Им нужны прогнозы на год, на 10, даже на 30 лет. Только их статистика не слушает. И зря, между прочим. Мы ведь тот самый потребитель, «который всегда прав».
Кроме того, есть много методической несуразицы. Совершенно очевидно, что необходимо гармонизировать отраслевую и официальную статистику. Здесь мы как методологи могли бы помочь Министерству энергетики.
— Какие перемены ожидают сферу учета нефти в 2010 году?
— Самое главное, что изменится с 2010 года – изменятся классификаторы. Сейчас я приведу выдержки с точными указаниями.
В настоящее время учет первичной информации о добыче и движении нефти производится на основе Общероссийского классификатора продукции ОК-005-93 (ОКП), принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 30.12.93 № 301 (Объектами классификации в ОКП является продукция — услуги, работы).
С 2010 года учет будет осуществляться на основе нового классификатора ОКПД собираемых данных в существующих формах. ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе.
Подробнее о нем – вы сможете посмотреть ниже, в Примечании 1.
— В чем особенности новинок в учете?
— Будет расширен набор показателей «под Европу». Вводится более подробная классификация нефти и газового конденсата. Но будет ли она использоваться – вот вопрос. Или все останется только на бумаге, как это часто бывает.
Сейчас учет осуществляется где в тоннах, где в тысячах тонн, где в тоннах условного топлива, где в рублях. Одни и те же показатели дублируются в разных формах. Кроме того, возможны ошибки округления. Это бессмысленная нагрузка на респондентов, которые фактически вручную переносят показатели из одних отчетных форум в другие, что увеличивает риски возникновения ошибок.
— В чем проблемы официального учета для пользователей?
— Теоретически официальный учет нацелен на удовлетворение информационных потребностей органов государственной власти. Но в соответствии с законодательством РФ доступ к первичной информации для них тоже фактически закрыт. Следовательно, получается, что накопленные массивы информации не могут использоваться законным образом как информационная база для стратегических и оперативных управленческих разработок ни на уровне отрасли, ни на уровне компаний.
— А что касается отраслевого учета?
— Отраслевой учет нацелен на удовлетворение информационных потребностей Минэнерго России. Основание для учета – Приказ по Министерству. Крупные компании, имеющие в составе мощности по добыче нефти и газового конденсата, и большинство малых отчитываются ежесуточно по суточной добыче и накопительным итогам. Присутствуют корректировки — итоги месяца подводятся на основании данных учета добычи крупными компаниями и расчетных данных по прочим добывающим предприятиям, которые отчитываются до 22 числа следующего месяца. Отчетность имеет оперативный характер и корректируется, а потери при добыче нормируются.
— А в чем плюсы и минусы этого вида статистики?
— Учет организован неплохо, но может быть лучше. Хотя как я уже говорила, есть сдвиги, но по-прежнему доступ пользователей к сводной информации с детализацией по предприятиям возможен не по всем позициям. По нашей оценке, отраслевой учет может использоваться как информационная база для принятия решений на уровне государственной власти, руководства компаний и других пользователей при условии разработки современного методологического инструментария, включая классификаторы.
— Каким образом могут быть доступны результаты корпоративного учета?
— Корпоративный учет может быть управленческий — для внутреннего пользования менеджмента компании, и бухгалтерский — для описания финансовых результатов деятельности, а также для расчета налоговых обязательств.
Результаты корпоративного учета можно получить в формате отчетов. Они публикуются в обязательном порядке по требованиям органов, регулирующих обращение ценных бумаг, или же добровольно, для повышения информационной прозрачности. В том числе данные можно найти и в Интернете.
— Почему корпоративный учет расходится с официальным и отраслевым?
— Действительно, разница между данными компаний и ЦДУ ТЭК у кого-то отрицательная, у кого-то положительная. Эта разница составляет 1-2% от добычи нефти, но этого количества достаточно, чтобы обеспечить сырьем, например, средний НПЗ.
Это не значит, что нефть воруют. Просто статистика «улыбается», когда ее методологией не занимаются систематически.
— Каковы основные причины расхождений?
— Первая и основная – это отсутствие адекватного методологического инструментария, согласованного между участниками информационного взаимодействия. Наверно, я слишком много говорю о методологии. Но это и есть самое главное.
Кроме того, присутствуют ошибки округления и результатов пересчета из тонн в баррели. Напомню, что пересчетный коэффициент зависит от плотности и для разных сортов нефти чуть-чуть отличается. Компании могут учитывать ШФЛУ (как, например, ТНК-ВР Холдинг), долю в добыче консолидированных и/или зависимых обществ, могут отчитываться о добытой нефти, а сами учитывать сданную нефть, и так далее. Плюс время от времени активы продаются, а учет не успевает за изменениями в составе собственников. Словом, очень много путаницы.
Потом нельзя забывать, что любой баланс имеет не только доходную, но и расходную часть. Поэтому методология должна быть едина. Может быть, даже нужен новый технический регламент или что-то вроде того.
— Есть ли какие-то особенности в отчетности для совсем небольших нефтедобывающих предприятий?
— У Роскомстата есть набор отчетности, он касается малых предприятий. К ним относятся предприятия, которые имеют доход меньше 1 млрд рублей в год. Это получается примерно 100 добывающих предприятий (предпринимательств). По суммарному объему это немного, все добывают «по чуть-чуть».
— Насколько точно учитывают данные по отрасли мировые агентства? Насколько объективно они передают информацию о производстве и поставках нефти и нефтепродуктов из России?
— Плохо учитывают. Проблемы те же, что и у нас.
К примеру, Международное энергетическое агентство и другие — ОПЕК, например, — по большей части опираются на весьма сомнительные вторичные источники, что снижает достоверность публикуемых ими текущих и прогнозных балансов. По России МЭА, например, пользуется данными, которые ей предоставляет некая швейцарская фирма, считающая танкеры в порту. Я вот думаю, что МЭА следовало бы опираться на данные ЦДУ ТЭК. А то я в порядке любопытства всегда перевожу зарубежные данные по добыче или по экспорту из баррелей в сутки — в тонны в сутки, и они никогда не сходятся. Сильно не сходятся.
По нашим наблюдениям, неувязка приходной и расходной части нефтяного баланса увеличивается от года к году, хотя и странам-производителям, и странам-потребителям нужна нормальная энергетическая статистика спроса и предложения в мире.
Примечание 1.
Классификатор ОКПД принят и введен в действие 1 января 2008 года приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 № 329-ст.
ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) — Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) путем сохранения без изменения в ОКПД из КПЕС 2002 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД с 7-ми – 9-ти разрядными кодами.
В 2008 году вместо КПЕС 2002 был введен КПЕС 2008, поэтому ОКПД на основе КПЕС 2002 вводится в действие с 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены Общероссийского классификатора продукции, частей II и III Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора услуг населению.
За указанный период Минэкономразвития России будет разработана новая редакция ОКПД на основе КПЕС 2008, с введением которой будут отменены ОКП, части II и III ОКПД и ОКУН.
Интервью подготовила Мария Церетели.
|