Стали известны подробности предложений «Роснефти» о росте поставок нефти в Китай через Казахстан. Компания хочет увеличить экспорт по этому маршруту с 10 млн до 13 млн тонн уже с 2019 года, а в середине 2020-х годов — до 18 млн тонн в год, пишет “Коммерсантъ”. При этом, по данным издания, «Роснефть» ждет от китайской CNPC предоплаты. Но вопрос пока не согласован с правительством РФ и «Транснефтью», а переброска экспортных объемов на восток может ухудшить качество нефти, поставляемой сейчас на запад.
«Роснефть» собирается увеличить поставки китайской CNPC на 3 млн тонн, сообщило Reuters и подтвердили источники в отрасли. По их данным, предполагается заключить новый контракт или расширить действующее соглашение, поставки могут начаться, вероятно, с 2019 года. Дополнительный объем нефти для CNPC планируется направить с западносибирских месторождений «Роснефти» (скорее всего, Самотлора) через Казахстан, что подразумевает снятие части объемов с западного направления экспорта. По словам источников, поставки предполагается осуществлять, как и в ряде предыдущих случаев, на условиях предоплаты.
Собеседники утверждают, что «Роснефть» собиралась закрепить соответствующее намерение об увеличении казахстанского транзита уже в сентябрьском протоколе российско-китайской межправительственной комиссии по энергетике, но этого не произошло из-за несогласованности вопроса с Минэнерго и «Транснефтью». Между тем «Роснефть», по данным источников, хочет увеличить поставки в Китай через Казахстан еще на 5 млн тонн к середине 2020-х годов, но это решение еще не принято. В «Роснефти» и Минэнерго отказались от комментариев. В сентябре глава компании Игорь Сечин говорил о желании нарастить поставки через Казахстан, не сообщив деталей.
Сейчас «Роснефть» поставляет нефть в КНР через Казахстан по контракту с CNPC, заключенному в 2013 году. Эти объемы исходно предназначались для экспорта по нефтепроводу Сковородино—Мохэ, но были переброшены на казахстанский маршрут из-за неготовности китайского участка трубы. Сначала объем поставок составлял 7 млн тонн в год, а с этого года — 10 млн тонн, так как в январе «Роснефть» и CNPC расширили контракт на 3 млн тонн и продлили его до 2024 года.
Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил, что «Роснефть» обращалась с предложением увеличить поставки через Казахстан на 3 млн тонн, «обращение рассматривается». «Пока мы считаем, что это может повлиять на качество нефти, которая будет идти в западном направлении, с точки зрения содержания серы. Кроме того, изменится схема грузопотоков, придется изменять тарифные планы для других направлений»,— заявил он. По мнению собеседников в отрасли, «Роснефть», скорее всего, снимет объемы экспорта с северных портов (например, Усть-Луги).
Что касается проблемы серы, то она может существенно усугубиться в начале 2020-х годов, поскольку к тому моменту планируется начать поставки через Казахстан еще и 5–6 млн тонн в год на НПЗ Киргизии и Узбекистана. Это еще больше снизит поставки малосернистой сибирской нефти на запад. Понимая это, «Роснефть», по словам собеседников, теперь предлагает вернуться к проекту выделения отдельного потока сернистой нефти (в основном из Поволжья), который предлагался три года назад, но не был принят. Главным оппонентом тогда выступала «Татнефть» (производит около половины сернистой нефти), которая рисковала понести потери при выделении потока, поскольку цена на сернистую нефть будет ниже, чем на Urals.
При текущих ценах 3 млн тонн нефти — это примерно $1,2 млрд, говорит Андрей Полищук из Райффайзенбанка, полагая, что деньги от ее продажи «Роснефть» в первую очередь направит на инвестпрограмму. Если будет получен какой-то аванс под небольшие проценты, средства могут быть направлены на рефинансирование, считает эксперт, то есть часть более дорогого долга компании будет замещена авансами.
|