“Роснефть”, вынужденная искать партнеров для ключевых проектов в Восточной Сибири в условиях санкций и низких цен на нефть, пытается наладить стратегическое сотрудничество с Индией. Компания продала консорциуму индийских компаний 29,9% в Среднеботуобинском месторождении и готова продать им еще 23,9% в Ванкоре и в результате может получить за них около $3 млрд. До этого “Роснефть” безуспешно пыталась продать эти активы китайским компаниям, пишет “Коммерсантъ”.
В ходе своего второго за месяц визита в Индию президент “Роснефти” Игорь Сечин договорился об основных условиях продажи до 23,9% “Ванкорнефти” индийским Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources (BPRL). Ванкорское месторождение (запасы по АВС1+С2 — 361 млн тонн нефти и конденсата и 138 млрд кубометров газа) — одно из крупнейших введенных за последние годы месторождений, ключевой актив “Роснефти”. Весь пакет, который предлагается тройке индийских компаний, по мнению аналитиков, опрошенных изданием, оценивается в $2-2,5 млрд. Соглашение с индийцами предполагает “возможность заключения юридически обязывающих документов о сделке купли-продажи”, которая может быть подписана в ближайшей перспективе. Пока “Ванкорнефть” полностью принадлежит “Роснефти”, но еще в сентябре она договорилась о продаже 15% за $1,3 млрд индийской ONGC. Эта сделка уже подписана и, согласно заявлению российской госкомпании, будет закрыта “в кратчайшие сроки”. Кроме того, ONGC, согласно подписанному вчера меморандуму, может довести свою долю до 26%, и в таком случае у “Роснефти” останется 50,1% в компании. По мнению Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, индийцы смогут помочь в привлечении внешних источников финансирования для Ванкора, в поддержании добычи, а также расширить геологоразведку и взять на себя соответствующие риски.
Ускорить поиск партнера для своего ключевого проекта в Восточной Сибири “Роснефть” заставили введенные в сентябре 2014 года западные санкции, при этом процесс осложнило падение цен на нефть. Сначала в качестве стратегического партнера проекта рассматривались китайские компании, поскольку Ванкор является основной ресурсной базой для поставок нефти в Китай по трубопроводу ВСТО. В частности, в ноябре 2014 года “Роснефть” и китайская CNPC в присутствии Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подписали соглашение о ключевых параметрах сделки по продаже 10% Ванкора, но сама сделка так и не состоялась. “Роснефть” предлагала CNPC и 49% в “Таас-Юрях Нефтегазодобыче”, разрабатывающей еще одно крупное месторождение — Среднеботуобинское (134 млн тонн нефти и конденсата и 155 млрд кубометров газа по С1+С2). Но в итоге 20% в “Таас-Юрях” за $750 млн в ноябре получила BP. Вчера же “Роснефть” продала 29,9% в проекте Oil India, Indian Oil и BPRL, сделка будет закрыта после разрешений регуляторов. В этом проекте, как и в Ванкоре, доля “Роснефти” может сократиться до контроля в 50,1%. Китайские инвесторы чувствовали себя монополистами на рынке российских нефтяных активов после введения санкций и в итоге подтвердили статус сложных переговорщиков, говорит Валерий Нестеров. По его словам, заключенное вчера соглашение полностью соответствует стратегии индийских компаний, которым нужны новые рынки.
“Роснефть” вчера подтвердила свое намерение уже в этом году начать поставки нефти в Индию по контракту с Essar Oil Limited на 10 млн тонн в год, а также купить долю в 49% в самой Essar (владеет НПЗ “Вадинар” мощностью 20 млн тонн и 2 тыс. заправок). Именно ресурсная база месторождений Восточной Сибири поможет “Роснефти” обеспечить себе стабильный рынок сбыта в Индии, считает Виталий Крюков из Small letters. По мнению господина Крюкова, сотрудничество с индийцами в случае успеха может компенсировать незавершенные сделки с китайцами.
|