Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вместе с Минтрансом и Минэкономики выработало общую позицию по созданию альтернативных топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах с пассажиропотоком более 1 млн человек. Как пишет КоммерсантЪ, теперь во всех аэропортах, которые обслуживают больше 1 млн пассажиров в год, должно быть минимум два ТЗК, а если эти аэропорты обслуживают более 5 млн человек, то три.
Речь идет об утверждении разработанного ФАС проекта постановления правительства "О внесении изменений в постановление правительства РФ от 22.07.2009 N599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах"".
Идея создания в крупных аэропортах альтернативных ТЗК возникла летом 2008 года — ее озвучил Игорь Сечин, занимавший пост вице-премьера. Решение принято не было, и в конце 2011 года Сечин утверждал, что именно "нежелание действующих ТЗК принимать программу по строительству альтернативных комплексов" приводит к дефициту авиатоплива. По данным Росавиации, в России насчитывается 19 аэропортов с пассажиропотоком более 1 млн человек в год. В группе "Аэрофьюэлз" (один из крупнейших операторов ТЗК в России) отмечают, что в 15 из этих аэропортов уже есть альтернативные ТЗК, но пока не все они работают. По одному ТЗК есть, например, в аэропортах Сочи и Самары.
У крупных аэропортов новое требование возражений не вызывает. Однако в региональных аэропортах придерживаются иного мнения. Так, в аэропорту Уфы (который, располагая двумя ТЗК, уже соответствует требованиям) полагают, что "появление дополнительных ТЗК должна определять рыночная ситуация, а не указания властей".
Стоимость одного ТЗК оценивают на уровне от 100 млн до 4 млрд рублей. С появлением альтернативных ТЗК стоимость топлива для авиакомпаний снижается на 10-15%.
|